ТРАФАЛЬГАР БАЛТИКИ: история одного термина

Из книги протоиерея Д. Шмелева «Святой Николай и Трафальгар Балтики»:

Впервые термин «Трафальгар Балтики» был употреблен Джейн Джоном Фредериком Томасом (1856-1916 г.) теоретиком военно-морского искусства, основателем и издателем «All the World’s Fighting Ships», более известного современным военным морякам как «Jane’s Fighting Ships» (ежегодный энциклопедический справочник, описывающий все! боевые корабли всех! военно-морских флотов мира). Такое название Джейн употребил в отношении Выборгского сражения – одной из главных морских битв русско-шведской войны 1788-1790 гг. До недавнего времени отечественная военная историография уделяла мало внимания этому сражению, давая довольно странные объяснения термину Джейна, ограничивающиеся подсчетами соотношений участвовавших в сражении линейных кораблей. Руководствуясь такими соображениями, можно большинство морских битв XVIII века назвать «трафальгарами».

Изданная в 2011 г. работа «Выборгское морское сражение 1790 г. Трафальгар Балтики» капитана первого ранга В.Ю. Грибовского, восполняя пробел отечественной военно-морской историографии, дает должную оценку масштабам операций флота в описываемой войне, где командовавшему русским флотом адмиралу В.Я. Чичагову пришлось решать задачу защиты Санкт-Петербурга и последующего стратегического поражения противника, опираясь исключительно на силы флота. Сухопутные войска России на Севере были «размазаны» по русско-шведской границе. Сконцентрированной в единый кулак армии не имелось. Напомним, что основные усилия Империи были сосредоточены на Юге, где с 1787 г. шла война с Турцией. Как известно, перелом в русско-шведской войне произошел после того как корабельный (оперативный) и армейский (гребной) флот шведов с экспедиционным корпусом на борту были блокированные флотом В.Я. Чичагова в Выборгском заливе.

У термина «Трафальгар Балтики» есть и еще один оттенок. Нападение Швеции на Россию во время войны с Турцией и масштаб развернувшихся на Балтике боевых действий (в Выборгском сражении с обеих сторон участвовало до 500 боевых кораблей, включая гребные суда с десантом) привел к острой нехватке командиров кораблей и соединений флота. И как во времена Великой Северной войны, эта брешь была заполнена британскими морскими офицерами. Политически правительство Англии в войне 1788-1790 гг. было на стороне Швеции (военные субсидии Густаву III), но профессиональное военно-морское сообщество Британии выступало на стороне России. И роль английских офицеров в этой войне была заметной. Многие из них сложили на ней свои головы.


Исторический фестиваль «ТРАФАЛЬГАР БАЛТИКИ»

Друзья, концепция похода по местам боевых сражений Русско-шведской войны 1788-1790гг становится все масштабнее, мы обретаем единомышленников. Это будет не просто поход, а целый фестиваль под названием «Трафальгар Балтики». Так в свое время назвал Выборгское сражение 3 июля 1790 г. английский историк и теоретик военно-морского искусства Джон Фредерик Томас Джейн (1865-1916).

В рамках фестиваля планируется провести ряд мероприятий, среди которых:

– военно-исторические реконструкции эпизодов Выборгского сражения,

– выставки и научно-исторические конференции,

– спортивные состязания парусных и гребных судов,

– праздничные концерты,

– парусный поход Памяти 230-летия окончания Русско-шведской войны 1788-1790гг и подвига фрегата «Святой Николай».

Поход Памяти пройдет по местам трёх сражений русского флота, завершивших войну: Бьёрке-Зундского, Выборгского и Второго Роченсальмского. Даты проведения Похода памяти 24.06–14.07.2020 соответствуют срокам исторических событий войны XVIII века.

Конечным пунктом Похода является г. Котка (Роченсальм), в заливе которого планируется проведение памятных мероприятий, посвящённых подвигу команды фрегата «Святой Николай» – события малоизвестного в отечественной историографии, но неоднократно упоминаемого в шведских источниках.

Организаторы исторического фестиваля:

– Санкт-Петербургская Региональная Общественная организация «Полярный конвой» – молодёжное направление «Паруса истории»

– Ассоциация «Клуб Русская морская традиция» (г. Москва)

– Ассоциация гребно-парусных судов (г. Санкт-Петербург)

Соответственно, в Москве и Московской области куратором проекта будет Ассоциация «Клуб Русская морская традиция». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области – Ассоциация гребно-парусных судов.

К участию в Походе приглашаются партнеры, спонсоры и волонтёры, находящиеся в хорошей физической кондиции.


Участники Похода Памяти

В Поход Памяти 230-летия окончания Русско-шведской войны 1788-1790гг и подвига фрегата «Святой Николай» отправятся шлюпки клуба Русская Морская Традиция. Цель - посетить места трёх ключевых морских сражений (Бьёрке-Зундского, Выборгского и Второго Роченсальмского).

Приглашаем единомышлеников, партнеров, спонсоров и волонтёров. Присоединяйтесь! Пишите нам в социальные сети (Фейсбук, Вконтакте) или на электронную почту, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 


 

СОГЛАСОВАН СПИСОК СУДОВ

Друзья, согласован список Парусно-гребных судов Ассоциации «Клуба Русская морская традиция», участвующих в Походе памяти по местам ключевых морских сражений русско-шведской войны 1788-1790гг.: Бьёрке-Зундского, Выборгского и Второго Роченсальмского.

1). 6-весельный 2х мачтовый вельбот «Рюрик»
Старший на борту – Шмелёв Д.Ю.
Командир вельбота – Власов А.С.
Общий экипаж - 8 человек.

2). 6-весельный ял «Резвый»

Старший на борту – Коновалов И.В.
Командир яла – Жириков И.Е.
Общий экипаж – 8 человек.

3). 14-весельный 3х мачтовый катер «Император»

Старший на борту – Ковальчук И.В.
Командир катера – Шмырёв К.В.
Общий экипаж - 16 человек.

Командиры шлюпок и катеров в предпоходовый период несут ответственность за набор и обучение экипажей, предпоходовый ремонт своих судов и приведение их в идеальное для похода по Балтике состояние.

К участию в Походе приглашаются волонтеры, находящиеся в доброй физической кондиции, а также клубы исторической и спортивной направленности, имеющие деревянные парусно-гребные суда отечественного ВМФ. 


РОЧЕНСАЛЬМСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2020

РОЧЕНСАЛЬМСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2020

В конце июня состоялся подготовительный рекогнисцеровочный поход представителей клуба РМТ по Финскому заливу с заездом в финский г. Котка с целью подготовки памятных мероприятий, приуроченных к 230-й годовщине окончания русской-шведской войны 1788-1790гг.

В рамках похода были определены места ключевых баталий, намечен маршрут юбилейного парусно-гребного похода и места возможных остановок. Представители клуба посетили места боевой славы, заручились поддержкой местных жителей, определили место подвига и затопления фрегата «Святой Николай».

В предстоящем 2020 г. исполняется не только 230 лет с окончания русско-шведской войны 1788-1790 гг., но и 230 лет финального и решающего в этой войне второго Роченсальмского сражения и 230 лет славного подвига команды фрегата «Святой Николай». В планах на следующий год – проведение комплекса памятных мероприятий и организация морской экспедиции к месту второго Роченсальмского сражения. Цель мероприятий: привлечь внимание общественности к славным и поучительным страницам отечественной истории, напомнить о подвигах русского флота, почтить память моряков, геройски сражавшихся и погибших за Россию. Формат морской роченсальмской экспедиции 2020 г. сейчас прорабатывается энтузиастами клуба РМТ, но начало положено: первый поход на Котку считаем успешным.

Подробнее...

Наше видео

  • icon Ходовые испытания 14ти весельного катера "Император"
  • icon Еще не два сокола
  • icon Шлюпочные учения
  • icon Клуб "Русская морская традиция" на крейсере "Аврора"
  • icon Путь к Авроре