Авраамов Николай Юрьевич, капитан 1-го ранга

Николай Юрьевич АВРААМОВ (1892-1949) – капитан 1 ранга, автор учебников по морскому делу, страстный спортсмен и яхтсмена-парусник, организатор многочисленных спортивных флотских олимпиад. Это культовая фигура в отечественном морском и парусном спорте.

Николай Юрьевич – человек непростой судьбы. Выпускник морского кадетского корпуса, он всю свою жизнь посвятил российскому флоту. Участвовал в 2 мировых войнах и в войне гражданской, командовал многими кораблями, занимал высокие ответственные посты, дважды был ранен, в начале 30-х годов был репрессирован и приговорен к расстрелу. Вместо расстрела был осужден на 10 лет лагерей, через 2 года тюрем восстановлен на службе с понижением в чине.

Дальше – Великая Отечественная войны, командование Чудской военной флотилией и управление школой юнг, основание в 1944г. Ленинградского военно-морского подготовительного училища (позднее вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института). Умер Николай Юрьевич в 1949г., но память о нем жива, как живы его дела и всегда актуальны его книги.

Фотографии из личного архива Николая Юрьевича Авраамова любезно предоставлены клубу Русская Морская Традиция.

Фото 3 Авраамов2 Авраамов3 Авраамов4 Авраамов5 Лист Памяти

Много существует суждений о жизни людей. Но наиболее верно все же то, что мы живы до тех пор, пока не умерла память о нас, пока есть кому продолжать начатое нами дело...
Пикуль В.С.

 

До Революции: Июнь 1892 – Февраль 1917…

Николай родился 7 июня 1892 года в г. Баку. Из семьи потомственных дворян.

Авраамов- юный офицер.jpgПосле окончания гимназии поступил кадетом в Морской корпус.
В службе находился с 1909 года. Приказом № 122 от 2-го мая 1912 года гардемарин Морского корпуса Авраамов Николай Юрьевич (в Приказе указано ошибочно – Николай Иванович) произведён в корабельные гардемарины.

После обязательного практического плавания в составе Гардемаринского отряда Высочайшим приказом № 1133 от 5-го октября 1912 года Николай Авраамов произведён в мичманы по экзамену.

Как похвально освоившему курс, мичману Авраамову было Высочайше дозволено пройти практику на кораблях Британского флота.

“Ветер с Темзы трепал полотнище флага на крейсере флота Ее Величества королевы Англии, задувал на ходовой мостик. Вахтенный офицер мичман Авраамов принял семафор с флагманского корабля: «Крейсеру срочно сняться с якоря и выйти в море». Послав рассыльного доложить командиру крейсера распоряжение флагмана, вахтенный, как требовала того инструкция, начал готовить корабль к выходу. Стрелки на корабельных часах уже отсчитали время, отведенное на приготовление, а командир в рубке не появился. Тогда вахтенный приказал выбрать якоря... В устье Темзы корабль переменил курс, и порывом ветра с вахтенного сорвало фуражку. Он свесился с крыла мостика и тут увидел командира и несколько других офицеров, наблюдавших за его действиями. Встретившись взглядом с вахтенным, командир крейсера улыбнулся и одобрительно кивнул: «All right!» “.

Практика мичмана Авраамова была оценена на “отлично”, ему было предоставлено право ношения Золотого Знака «В память окончания полного курса наук Морского Корпуса» (1912).

После окончания стажировки мичман Авраамов убыл по месту службы на крейсер “Громобой” Балтийского флота.

В 1913 году награждён Светло - бронзовой медалью в память 300 - летия царствования дома Романовых.

Участник Первой Мировой войны на Балтийском морском театре.

В 1915 году окончил Офицерский Артиллерийский класс и вернулся на крейсер “Громобой”.

10 апреля 1916 года произведён в Лейтенанты флота.

В 1916 году лейтенанта Авраамова перевели в батальон «охотников».

С тех времен в семье Авраамовых хранится золотой перстень, на внутренней стороне которого выгравировано: «1912 - лейтенант Авраамов - 1916».

Это была традиция офицерских кают-компаний - изготавливать перстень с указанием дат службы и звания офицера, в котором он уходил с корабля.

Батальон «охотников» состоял из матросов-штрафников. В роте, которой командовал Авраамов, служил списанный с флагманского линкора «Император Павел» матрос-электрик Павел Дыбенко.
Во время разведывательной вылазки «охотников» под Ригой Авраамов был тяжело ранен и год находился на излечении.

За воинские заслуги в боевых действиях ПМВ лейтенант Авраамов был награжден Орденами:

  • Св.Анны IV ст. с надписью «За храбрость»;
  • Св.Станислава III ст. с мечами и бантом (29.6.1915);
  • Св.Анны III ст. с мечами и бантом;
  • Св.Владимира IV ст. с мечами и бантом.

По возвращении в строй лейтенант Авраамов служил на эскадренном миноносце «Лейтенант Ильин»,на котором встретил Февраль, а затем и Октябрь семнадцатого.


Революция, Гражданская Война: Февраль 1917 - 1922…

Авраамов без раздумий встал на сторону новой власти.Как человек сердечный, справедливый, хорошо понимающий тяготы жизни матросов, он пользовался уважением у команды.

Авраамов стал первым выборным командиром миноносца «Лейтенант Ильин» и председателем судового комитета. Был членом Гельсингфорского совета рабочих, крестьян и солдат, членом Центробалта. В 1918 году выбыл из строя по ранению. Воевал на фронтах Гражданской войны:

В 1919 году - Главный артиллерист штаба командующего морскими силами Юго-Западного фронта.

С марта 1920 года - Флаг-артиллерист штаба Командующего Силами Юго-Западного фронта.

В 1920 году - Начальник артиллерии Кавказской группы батарей.

В 1920 году Авраамов убыл на Юг и по приказу командующего Морскими силами Республики А. Немитца с группой моряков участвует в освобождении Очакова и Новороссийска. Затем он, один из создателей Азовской военной флотилии, принимает участие в организации береговой обороны на Северном Кавказе: был Флагманским артиллеристом базы укрепленного Кавказского района Береговой Обороны Черного моря.

С января 1921 года - Начальник Туапсинского укрепленного района.

С ноября 1921 года - Командир канонерской лодки(КЛ) "Эльпидифор № 413”.

До 29 февраля 1922 года КЛ находилась в распоряжении Лоцдистанции Черного моря.

В двадцатые годы Авраамова на флоте знали как замечательного преподавателя и автора учебников по морскому делу, как страстного спортсмена-пловца, яхтсмена-парусника, организатора многих спортивных флотских олимпиад…  Однако ранения: одно — полученное еще в первую мировую, и второе — в августе двадцатого, когда Николай Юрьевич командовал батальоном военных моряков, на целых три года выбили его из рядов военморов.

В 1922 году Авраамов был демобилизован …


Служба, Репрессия, Возвращение: 1925 – Июнь 1941…

“Инвалид гражданской войны”- такой вывод сделала медицинская комиссия…  Но бывший артиллерист Авраамов не согласился с этим и стал «бомбардировать» рапортами Наркомат по военным и морским делам с одним требованием - вернуть его на флот. И он добился своего.

В 1925г. Авраамова назначают помощником командира Учебного отряда Черноморского флота.

B 1926г. его перевели по службе в штаб Морских Сил Черного моря.

В 1929г. назначили Начальником распределительно - строевого отделения штаба.

Реввоенсовет Морских сил Черного моря наградил Николая Юрьевича серебряным портсигаром. На его потемневшей от времени крышке выгравировано: «Испытанному бойцу за дело пролетариата тов. Авраамову Н. Ю. РВСМСЧМ, 1918 - 23.11.1928 г.»

В тридцатых годах по Черноморскому флоту прокатилась волна репрессий – операция “Весна” проводилась не только на Балтике, но и на ЧФ.

В 1930 году в Севастополе было арестовано более 30 человек. 6 июня 1931 года перед судом ОГПУ предстали 23 “контрреволюционера”, в основном, бывшие морские офицеры Императорского флота России. Среди них был и начальник Управления комплектования Морских сил Чёрного моря, капитан 1-го ранга Авраамов Н.Ю. Суд признал “наличие контрреволюционной организации в Морских силах Чёрного моря” и все 23 офицера были осуждены.

Трое – Авраамов Н.Ю., Немирович-Данченко К.К.(командир ПЛ № 14) и Юшко В.К.(командир ПЛ № 15) – были приговорены к расстрелу, остальные – к лишению свободы в ИТЛ. 28 ноября 1931 года коллегия ОГПУ отменила свое решение в этой части(расстрел) и 2 декабря того же года осудила указанных лиц к заключению в концлагере сроком на 10 лет каждого. Авраамов провёл в заключении почти два года, отсидев сначала в Севастопольской, а затем - в Симферопольской тюрьмах.

В ноябре 1932 года досрочно освобождён, восстановлен на службе с понижением в чине - в звании капитана 2 ранга, и переведен в Ленинград на кафедру морской подготовки в ВВМУ им. М. В. Фрунзе, а затем в ВВМИУ им. Дзержинского.
Николай Юрьевич всегда ценил в людях чувство товарищества.

Дружеские отношения сложились у него с Николаем Герасимовичем Кузнецовым, с которым Авраамов познакомился еще во время службы в Севастополе. Ярые приверженцы морской практики, они были активными участниками и организаторами шлюпочных гонок, да и потом, когда разошлись их служебные пути, не забывали друг о друге. Николай Герасимович ценил в Авраамове его верность флоту, высокий профессионализм.

В 1939г. Николай Юрьевич был вызван по делам службы в Наркомат ВМФ. Кузнецов, к тому времени уже Нарком, увидев на рукавах Авраамова нашивки капитана 2-го ранга, был крайне возмущен такой, по его мнению, несправедливостью.  По распоряжению Кузнецова тут же был составлен приказ о присвоении Авраамову звания капитана 1-го ранга. Из кабинета Наркома Николай Юрьевич вышел уже с врученными ему новыми нашивками.


Война. Июнь 1941 – Май 1945 …

Первый день войны, совпавший с днем его сорокадевятилетия, Николай Юрьевич встретил на Чудском озере, где он, начальник кафедры морской практики ВВМ Инженерного Училища им. Ф. Э. Дзержинского, проводил с курсантами стажировку.

По приказу Hаркома ВМФ он был назначен командующим Чудской военной флотилии (3 июля - 27 августа 1941).

Авраамов в период ВОВ.jpgВ связи с отходом советских войск к Ленинграду, по приказу советского командования, 13 августа 1941 года корабли Чудской военной флотилии были затоплены, а личный состав с боями пробился в район Нарвы.

По словам сына Авраамова “…они тогда не получили от отца ни одного письма. Было известно, что фашисты окружили озеро. И в семье сочли отца погибшим. Сколько же было радости, когда в начале сентября он вдруг появился в Ленинграде на трофейной немецкой машине вместе с оставшимися в живых моряками своей флотилии. Более того, он был одним из тех, кто помог вывести из окружения через линию фронта части 118-й гвардейской мотострелковой дивизии."

С сентября 1941 года до середины 1942 года капитан 1-го ранга Авраамов - уполномоченный Военного совета Ленинградского фронта по выполнению операций снабжения водным путем Ленинграда и Ленинградского фронта. 
Для непосредственного руководства военно-морским обеспечением транспортных операций в штат Ладожской военной флотилии вводилась должность заместителя командующего флотилией, на которую 2 сентября 1941 года был назначен капитан 1-го ранга Н.Ю. Авраамов.

29 декабря 1941 года Военный совет Ленинградского фронта распорядился расформировать Осиновецкий порт тыла фронта и приказал Военному совету КБФ сформировать в Осиновце военно-морскую базу.  Задачами Осиновецкой военно-морской базы являлись оборона сухопутного участка базы на западном берегу озера, обеспечение базирования и ремонта кораблей, продолжение портового и гидротехнического строительства по генеральному плану развития порта Осиновец, обеспечение зимних перевозок по ледовой трассе через Ладожское озеро. Командиром военно-морской базы был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов. На этой должности он оставался до мая 1942 года.

В мае 1942 года Авраамов был назначен начальником курсов ускоренной подготовки младших лейтенантов КБФ в Ленинграде.

Приказ Наркома ВМФ СССР от 25.05.1942 г.: "В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях Военно-Морского флота, приказываю: к 1 августа 1942 года сформировать при Соловецком учебном отряде Северного флота школу юнгов ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года. Адмирал Н. Г. Кузнецов".

С января 1943 года по июнь 1944 года капитан 1-го ранга Николай Юрьевич Аврамов был Начальником Школы юнг, где пользовался всеобщим уважением и любовью.


Валя Пикуль – юнга первого набора школы вспоминает:

“Нам объявили, что прибыл начальник школы, капитан 1 ранга Николай Юрьевич Авраамов… Было что-то удивительно мрачное во всем его облике. Издалека он шагал прямо на нас, и, казалось, слова не сказав, станет сейчас нас всех колошматить. Лицом же он был вроде хищного беркута. Из-под мохнатых клочков бровей клювом налезал на сизые губы крючковатый нос. Глаза ярко горели. Но именно вот этот человек с внешностью почти инквизиторской оказался добрым, справедливым, все понимающим педагогом.

Уже на следующий день Авраамов прошелся по нашим "камерам", поговорил с нами, и мы - галдящей оравой сразу потянулись к нему, как к отцу родному. Служба при Авраамове была строгой. По головке не гладили. Надо - так и отвезут на гауптвахту. Однако все мы жаждали от каперанга похвалы. И появление начальника школы, даже когда он издали взирал на марширующие роты с лесного пригорка, всегда вызывало в нас радость. И было приятно раскрыть учебник по "морской практике", на обложке которого обозначен автор - опять же Н. Ю. Авраамов. Здесь, в школе юнг, ответ держишь - и вот он, автор, сидит перед тобой - сумрачный, внушительный, любимый.

Авраамов заслужил нашу особую любовь, когда мы стали выходить в море. Человек уже пожилой, в немалом звании, он не гнушался самолично проводить с нами шлюпочные занятия. Авраамов привил нам любовь к воде. Он сделал так, что море для нас из затаенной опасности превращалось в дружескую стихию, а вода - в колыбель нашу. «Море не прощает ошибок» - это была его любимая поговорка, и мы её запомнили на всю жизнь.

Он заставлял нас глубоко и серьёзно овладевать морской специальностью, приучал быть готовыми к самым неожиданным и опасным для жизни ситуациям на море, уметь пользоваться спасательными средствами и всегда проявлять находчивость. И начальник школы, и весь её пре­подавательский состав воспитывали в юнгах уверенность в своих силах, выносливость, взаи­мо­помощь и взаимовыручку.”

30 апреля 1944 года на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию (1-й Московской и 2-й Ленинградской в г. Тара), приказом Наркома ВМФ СССР Адмирала Н. Г. Кузнецова было сформировано Ленинградское военно-морское подготовительное училище с 3-летним сроком обучения. Первым начальником Ленин­градского ВМПУ был назначен капитан 1-го ранга Н.Ю.Авраамов, обладающий большим боевым и педа­гогическим опытом. Организация нового училища в военное время в городе, только что освободившемся от тяжелейшей блокады, в разрушенном здании при отсутствии какой бы то ни было строительной инфраструктуры и материалов для его восстановления, а также при отсутствии штата личного состава, было непростым делом. Николай Юрьевич активно приступил к делу, объявив приказом № 1 от 24 мая 1944 года о вступлении в должность начальника ЛВМПУ. Формирование училища продолжалось около полугода и закончилось к 7 ноября 1944 года.

15 ноября 1944 года приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота день 7 ноября был установлен годовым праздником училища.


После Войны: Май 1945 – Апрель 1949.

Авраамов528 апреля 1945 года начальник военно-морских учебных заведений от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил военно-морскому подготовительному училищу Знамя части. Через два дня, 1 мая 1945 года, личный состав училища впервые прошел под этим знаменем по Дворцовой площади.

9 сентября 1945 года в историческом зале Революции Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе состоялся первый выпуск курсантов Ленинградского Военно-Морского Подготовительного училища.

1 мая 1946 года сводная колонна курсантов ЛВМПУ приняла участие в параде на Красной Площади в Москве.

15 ноября 1945 года в училище произошла трагедия: в результате несчастного случая погибли два курсанта и пять курсантов получили ранения. Это событие отразилось и на служебной карьере капитана 1-го ранга Авраамова Н. Ю. Создав ЛВМПУ, подготовив и осуществив два первых выпуска курсантов, капитан 1 ранга Авраамов Н. Ю. из-за нелепой случайности в 1946 году был вынужден перейти на другую службу - заместителем начальника НИИ аварийно-спасательной службы ВМФ."

1946-1949 гг. - зам. начальника НИИ АСС ВМФ в Ленинграде.

В 1949 году Авраамов Н.Ю. был уволен в запас в звании капитана 1-го ранга. 

3 апреля 1949 года капитан 1-го ранга Авраамов Николай Юрьевич скончался и похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.


За заслуги перед Родиной Авраамов Н.Ю. был награжден:

  • Орденом Ленина,
  • Тремя Орденами Красного Знамени,
  • Двумя Орденами Отечественной войны 1 ст.,
  • Орденом Красной звезды;
  • Медалями: 20 лет РККА, За оборону Ленинграда, За победу над Германией и др.

В 1999 году за героизм, проявленный в годы ВОВ в деле снабжения Ленинграда, имя Николая Юрьевича Авраамова занесено в "Золотую книгу Санкт-Петербурга".
"Лист Памяти. 1999 год. Уполномоченный Военного совета Ленинградского фронта по организации снабжения Ленинграда и Ленинградского фронта водным путем по Ладоге Авраамов Николай Юрьевич."


Сочинения:

  1. Авраамов Н. Шлюпка. Ответы к вопроснику по подготовке слушателей и курсантов к сдаче испытаний на командира шлюпки - ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ "ФРУНЗОВЕЦ" ВМУ им. М.В. ФРУНЗЕ, 1938. (первое издание вышло в 1934 году)
  2. Авраамов Н.Ю. Трафальгарское сражение. М.: Воениздат. 1938.
  3. Авраамов Н.Ю. Подвысоцкий Б.М. Морская практика. Управление маневрами корабля. М.: Военмориздат, 1939.
  4. Авраамов Н.Ю. Управление маневрами корабля. Практическое пособие для командиров и курсантов ВМФ. М.-Л.: Военно-морское изд-во НКВМФ СССР, 1939.
  5. Авраамов Н.Ю. На воде. Военная библиотечка комсомольца. Молодая гвардия. 1941.
  6. Авраамов Н.Ю., капитан 1 ранга, Федотов В.Н. капитан 1 ранга. Военно-морское дело. Части 1, 2. Шлюпочное дело. - М. Воениздат Министерства ВС Союза ССР. 1948.


Посвящения и эпилог…

Пикуль В. Океанский патруль (в 2-х книгах). Книга первая Аскольдовцы.

Памяти друзей-юнг, павших в боях с врагами, и светлой памяти воспитавшего их капитана первого ранга Николая Юрьевича Авраамова посвящает автор эту свою первую книгу.”

Пикуль В. Три возраста Окини-сан: “Супружеской чете Авраамовых , в семье которых уже три поколения служат Отечеству на морях.”

Эпилог: Учителю и Другу “Плохих людей, которые мне встретились в жизни, я как-то бессознательно и нарочно перезабыл. А вот хороших помню и буду с чувством вспоминать до самой смерти. В дореволюционном флоте морское офицерство было своеобразной кастой со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. Изучая генеалогию, я прослеживаю судьбы целых династий морских офицеров. Чичаговы, Головины, Крузенштерны, Кроуны, Панафидины из поколения в поколение служили Родине на морях. И это мне кажется чрезвычайно ценным, ибо рождает фамильную гордость в лучшем смысле этого слова, заставляет заботиться о чести офицерского звания и собственного имени. Очень хорошо, что в Советской Армии и на Флоте начинают появляться подобные династии. За примерами далеко ходить не надо, почти каждый из нас мог бы их привести. Я же лично знаю их множество. Взять хотя бы того же Николая Юрьевича Авраамова — бывшего начальника нашей школы юнг. Офицер царского флота, перешедший на сторону Советской власти, он с честью служил на морях, выпустил еще до войны учебник по морской практике, по которому училось несколько поколений офицеров. Его сын Георгий, с которым меня связывает давняя дружба, пошел по стопам отца. Сейчас он вице-адмирал, начальник одного из училищ. Внук Авраамова тоже пошел по стезе отца и деда. И, думаю, стремится стать, как и отец, адмиралом. И в этом стремлении нет ничего зазорного. Напротив, честолюбие — необходимое качество военного человека, ибо способствует его развитию, заставляет его не стоять на месте, совершенствоваться, достигать каких-то новых высот. В самом слове «карьера» я не вижу ничего оскорбительного для офицера, но лишь в том случае, если это не самоцель и достигается ради дела, а не ради личных выгод."
(В.С. Пикуль, Статья "Армия любовь моя" )


© Copyright: Сибор Филс, 2012
Свидетельство о публикации № 212050500252

Материалы взяты с сайта http://www.ourbaku.com

Наше видео

  • icon Ходовые испытания 14ти весельного катера "Император"
  • icon Еще не два сокола
  • icon Шлюпочные учения
  • icon Клуб "Русская морская традиция" на крейсере "Аврора"
  • icon Путь к Авроре

 

Мы в Контакте

Мы в Facebook