Идеология клуба Русская Морская Традиция

Клуб «Русская морская традиция» приглашает всех желающих (мужчин и женщин, юношей и девушек) для регулярных занятий на воде в летний период времени. Информация о дате, времени и месте каждого сбора рассылается по электронной почте посетителям нашего сайта. Занятия бесплатные. Пишите, звоните, ждем Вас. Семь футов под килем и попутного ветра!

Небольшая группа энтузиастов, среди которых есть морские офицеры и просто любители паруса, не замахиваясь на господство над морями и океанами, свой скромный вклад в сохранение русской морской традиции решила осуществить следующим образом. Мы начали собирать и восстанавливать парусно-гребные шлюпки и катера ВМФ, построенные по традиционной технологии: деревянный набор корпуса плюс положенное по штату парусное вооружение. В силу того, что последнее чрезвычайно разнообразно (рейковое разрезное, рейковое люгерное, шпринтовое, латинское), хождение под парусами дает уникальную возможность приобщиться к морской практике использования различных парусных систем. Освоение русской морской терминологии, получение первичных навыков корабельной морской культуры (что такое «хорошо», что такое «плохо» на судне), совершенствование физической подготовки, умение ходить на веслах и под парусами, способность разобраться с любым типом парусного вооружения, получение навыков начальной штурманской подготовки, умение правильно носить морскую форму и многое другое – все это входит в задачи клуба Русская Морская Традиция.

Наши упражнения имеют самостоятельную ценность, но могут явиться подготовительной ступенью к выходу на большую воду. Многие члены клуба имеют сертификаты на управление парусной яхтой и регулярно совершают плавание по Средиземному морю. Имеется также возможность легководолазной (или как теперь изъясняются дайверской) подготовки. Главной акваторией клуба в настоящий момент является Истринское водохранилище. Главной ВМБ – одна из турбаз. Муштра совмещается с отдыхом на воде. Дни занятий на воде зависят от ветра. Даты, время и место каждого сбора оговаривается отдельно. Занятия бесплатные.

DSC00992-2


 

Небольшие рассуждения на тему

В начале XVIII века Россия явила миру невиданный цивилизационный прорыв. Страна, оттесненная вглубь евразийского континента, выйдя на берега Балтики и Азовского моря, за 20 лет проделала путь, на который иные народы потратили столетия. Служивший до 1722 года в Российском флоте англичанин Д. Ден в условиях обострения русско-британских отношений в 1723 году так оценивал качество русских кораблей: «Если какие-нибудь корабли в мире могут нанести нам вред, то особенно стоят в таких условиях российские, выстроенные в Петербурге, которые, без сомнения… обладают отличными качествами как парусные суда и несравненно лучше наших снабжены мачтами, якорями, кабелями и прочею снастию». Это событие для своего времени сопоставимо с освоением космоса в XX веке. На пустом месте возникла новая государственная структура именуемая флотом, которая в свою очередь дала импульс для развития наук, не существовавших прежде в России. Возникли различные направления национального морского инженерного искусства, артиллерии, картографии, астрономии, гидрографии, метеорологии. И, наконец, неотъемлемая часть всякой культуры сложился уникальный русский морской язык, который состоял из смеси старо-голландских, английских и русских поморских слов и терминов. Приведем несколько примеров этого полузабытого ныне языка из литературных источников 1949 года:

«Для подъема гика кверху, несколько отступя от первой стропки (к носу), основывается вторая стропка, тоже с коушем, за которую крепятся коренные концы гитовых».

«Каждый парус со всех сторон окантовывается пришиваемым к нему тросом особо пологого спуска – лик-тросом. Лик-трос вырубается и пришивается к парусу целым концом и имеет только один сплесень…»

Или вот образцы языка русских морских команд: «Пошел шкентель! Стоп шкентель! Правые завал-тали нажать! Завал-тали завернуть! Травить шкентель! Стоп шкентель!» или «К повороту, поворот через фордевинд! Фока-шкот травить! Все в корму! Кливер-шкот на правую!».

Там, где есть язык, возникает культура, а там, где есть культура, появляется Традиция – Русская Морская Традиция.

Относительно недавно пришлось столкнуться с ситуацией, которая привела в конечном итоге к созданию клуба любителей русской морской традиции. В одной из старейших (если не сказать древнейших) Военно-Морских баз России десятку матросов была поставлена задача пройти на веслах в старой шлюпке около 30 метров. Наряженные в причудливую смесь пехотных и морских одеяний матросы (а это были будущие старшины флота) гурьбой залезли в шлюпку и расселись в ней задом-наперед (т.е. лицом вперед). Когда их развернули, возникла вторая проблема – исполнение команды: «Весла разобрать». Слава Богу, обошлось без жертв. А ведь флот начинается не с авианосцев. Легендарный нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в одном из своих приказов писал: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю».

Для большинства обывателей трагическое состояние отечественной морской культуры может показаться делом далеким, но вот если вы соберетесь «побороздить» просторы иностранных морей под парусом и взять на прокат яхту, то чартерная компания выдаст вам ее только по сертификату IYT или RYA. К российским «корочкам» отношение такое же как к монгольским. То есть налицо англо-саксонская монополия. Учись за денежки, либо по американской системе, либо по британской. От монополии культурной (в данном случае речь идет о морской культуре) до монополии финансовой два шага. А ведь директор национального морского музея Великобритании контр-адмирал Мрой Клэр некогда говорил: «Океаны не знают государственных границ, они порождают профессиональное взаимодействие и признают мастерство и умение, которые выходят за национальные рамки. Море – великий «уравнитель», объединяющий людей и требующий слаженной коллективной работы, знания технологии и чувства юмора».

Вот такие наблюдения и привели к созданию клуба Русская Морская Традиция.

Паруса Русской Палестины (Статья в газете "Завтра")

Андрей Фефелово. Дмитрий Шмелёв

Клуб при храме осваивает морские традиции

n50.14-parusa 

Андрей ФЕФЕЛОВ. Отец Дмитрий, насколько мне известно, при храме существует некий клуб, который называется "Русская морская традиция". Как при подмосковном храме может существовать что-то морское?

Отец ДМИТРИЙ. Стечение ряда обстоятельств способствовало созданию клуба при нашем храме. Первое — территориально храм стоит на берегу Истринского водохранилища, большого водоёма, с очень интересной акваторией. Второй момент — моя биография...

 

Подробнее...

Актуальный прогноз погоды

Актуальный прогноз погоды Вы можете узнать пройдя по ссылке ниже.

skrin

Наше видео

  • icon Ходовые испытания 14ти весельного катера "Император"
  • icon Еще не два сокола
  • icon Шлюпочные учения
  • icon Клуб "Русская морская традиция" на крейсере "Аврора"
  • icon Путь к Авроре

 

Мы в Контакте

Мы в Facebook